“ОТКРЫЛСЯ НА ВОСТОКЕ НОВЫЙ СЛАВЯНО-ЭЛЛИНСКИЙ МИР”
«Ни одно начало
не произвело на русскую народность
такого сильного влияния
и не проникло так глубоко,
как начало эллинское».
(Михаил Куторга)
Данная статья представляет собой сжатый и обобщенный обзор основных моментов истории греческой диаспоры в России. Авторы хотели обратить внимание читателей на значимость русско-греческих связей в развитии отечественной культуры и напомнить имена наиболее знаменитых греков, внесших свой вклад в культуру и историю нашей родины:Феофана Грека, Максима Грека, Иоанна Варвакиса, Иоанна Каподистрии, Александра Ипсиланти, Николая Никифораки, Ивана Фундуклея, Архипа Куинджи, Ахиллеса Алфераки.
История русско-греческих культурных связей уходит корнями в хронологически бесконечную даль. Можно сказать, что они были всегда. Когда мы появились на свет, когда осознали себя как народ, греки уже были. И мы были с ними связаны.
Когда мы еще не были русскими, а были славянами, древлянами и т.д., мы уже торговали с греками. Живая артерия Днепра несла наши ладьи в Черное море, где соединялись кровеносные системы славянской и греческой экономик.
И когда днепровский берег еще блестел не золотом церковных куполов, а золотыми усами деревянных Перунов, тогда уже были на Киевской земле первые греческие церкви.
От греков мы приняли Крещение и азбуку, и лепую церковную службу, и архитектуру и роспись наших церквей. Византийская принцесса Анна родила князю Владимиру двух сыновей – первых русских святых – Бориса и Глеба.
Из 23-х киевских митрополитов домонгольского периода 17 были греками.
Начиная просвещение Руси, организуя школы и возводя церкви, князья Владимир и Ярослав приглашали образованных людей из Константинополя. Неоценимый вклад в духовно-культурное возрастание Руси внесли безымянные ученые клирики, писцы, художники, каменщики, учителя музыки.
Киево-Печерский патерик сообщает о двенадцати греческих мастерах, по чудесному зову Богородицы прибывших из Константинополя к Антонию и Феодосию Печерским. Их стараниями была возведена и украшена Успенская церковь Киевской Лавры.
По свидетельству древних летописей греками были Сергий и Герман Валаамские. Эти «греческого кедра отрасли избранные» достигли Ладожского озера и дали изобильные всходы на острове Валаам, «учаще приходящие люди суеверия и бесовские обычаи отложити и единаго точию Бога боятися».
На Руси формировалась новая культура – церковная, художественная и общественная.
«Греки распространили между славянами начала гражданственности и внушили им понятие Общины, которая привилась и водворилась у них в своем тройственном значении общины, веча и церкви. Так открылся на востоке Европы новый славяно-эллинский мир, коего представителем Россия, наше отечество», – писал замечательный русский историк Михаил Семенович Куторга.
Однако в историю славяно-эллинского мира страшным клином вторглось татарское иго, оставившее неизгладимый след не тоолько в нашей генетике, но и в менталитете. На сотни лет мы стали представителями славяно-татарского мира.
В годы татарского ига пришел на Русь из Византии художник Феофан Грек. 35 лет трудился он в Новгороде и Москве, украшая церкви и терема «невиданною и необыкновенною росписью». Феофан Грек расписал церквоь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378), Архангельский собор Кремля (1399), вместе с Андреем Рублевым – Благовещенский собор Кремля (1405).
После падения Константинополя в 1453 году греческий мир тоже перестал быть просто эллинским, но стал эллинско-турецким. (Для немногих образованных людей – эллинско-турецко-итальянским.) И снова элиинско-славянским. Потому что с падения Константинополя начинается история греческой диаспоры в России.
В 1472 году прибывает в Москву и, обвенчавшись с Иваном III, становится Великой княгиней Московской Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина XI.
В свите невесты великого князя в Москву приехал Константин Гаврас, участник обороны Константинополя, один из воспитателей Софьи. Прожив при великокняжеском дворе 10 лет, он постригся в монахи с именем Кассиан и основал монастырь на реке Учме. Впоследствие он был прославлен русской церквью как преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец.
Приезд на Русь Софьи Палеолог положил начало интеллектуальной эмиграции из Константинополя в Москву. Со временем она станет достаточно многочисленной. Но когда по приглашению великого князя Василия III для исправления церковных книг в Москву в 1515 году приехал монах Ватопедского монастыря Максим (в миру Михаил Триволис), с ним была только небольшая группа помощников. В скором времени ученый монах из Ватопеда станет известен на Руси как Максим Грек. Наряду с Кириллом и Мефодием он станет «просветителем словенским», мучеником словенского просвещения.
Осужденный по ложным обвинениям, двадцать шесть лет он провел в застенках монастырских темниц, пережил два суда, написал углем на стене своей тюремной кельи молитву Святому Духу.
Получив возможность писать во время второго заточения, вдохновляемый Духом Святым, которому молился, он написал множество богословских и духовно-нравственных сочинений – 365 текстов.
После многих просьб Восточных Патриархов и митрополита Макария, уже в возрасте 81 года Максим Грек был переведен в Троице-Сергиеву лавру. Там он скончался в день памяти своего небесного покровителя Максима Исповедника. Прославлен в лике преподобных в 1988 году.
Со временем на ниве российского просвещения прославились братья Лихуды – первые преподаватели первой в России высшей школы – Славяно-греко-латинской академии. Деньги на строительство первого каменного здания Академии, Коллегиума, дал другой грек – иеродиакон Мелетий, приглашенный в Москву для преподавания нотной грамоты.
Во времена Петра I (1698-1725) Россию посещали многие греческие архиереи. В их числе архимандрит Святого Гроба в Константинополе, будущий иерусалимский патриарх Хрисанф.
В этот же период во время русско-турецких войн в Россию начали прибывать греческие солдаты и моряки. Но число их было невелико. Настояший греческий поток направился на южные русские территории во времена Екатерины II.
Хотя историки отмечают, что в XVI веке во Львове, Киеве, Нежине и Харькове уже существовали центры греческой торговоли. Что всегда поддерживали тесную связь с Москвой крымские греки, пережившие набеги готов, гуннов, аваров и покорение полуострова татарами в 1223-1253 годах.
В середине XVI века греки составляли 19 000 из 36 000 населения Крыма. Но начиная с 1778 года большинство из них начало переселяться в Приазовье.
Здесь на юге России была успешно реализована программа Петербургских властей по заселению новых земель лояльными иностранцами. За 75 лет ее последовательного проведения население этого края увеличилось с 63.000 в 1782 году до 3,4 млн. в 1856 году.
Первое переселение греков из исконно греческих земель в Россию пришлось на время русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Когда в 1770 году эскадра графа Орлова потерпела неудачу у берегов Пелопонеса и греческое народное восстание на полуострове было подавлено турками, с уходящими русскими кораблями отплывало множество греческих судов. Греки, бежавшие с Пелопонеса, стали поселенцами южнорусских земель.
Одним из греческих кораблей, отступавших вместе с русской флотилией, командовал Иоаннис Варвакис. Легендарный пират, за голову которого турецкий султан давал тысячу пиастров, Варвакис в 1770 году присоединился к эскадре Орлова со своим собственным двадцатипушечным кораблем.
Под андреевским флагом Варвакис воевал до конца войны. Участвовал во многих сражениях, указом императрицы был произведен в чин поручика. «Известно да будет каждому, что мы служившего в прошедшую войну при флоте Нашем из греков Яна Ворвача для его оказанной в службе Нашей ревности и прилежности в Наши поручики 1772 года, октября 21 дня всемилостивейше пожаловали».
Оставшись служить в русском флоте после войны, Варвакис затем поселился в Астрахани, где занялся заготовкой и продажей икры и скоро стал миллионером. В 1789 году он был принят в «вечное подданство Российской Империи». Стал называться Иваном Андреевичем Варваци, был награжден орденами Святого Владимира и Святой Анны. В 1813 году переехал в Таганрог.
На средства Варвакиса в Таганроге был построен и содержался Иерусалимский греческий монастырь с приютом и старческим домом при нем.
В это время на юге России возникли два взаимосвязанных общества. Одно – «Филомусон этерия» (Общество друзей муз) действовало легально. Оно было основано графом Иоанном Каподистрией. Другое – тайное, «Филики этерия», возглавлял молодой генерал, герой войны 1812 года Александр Ипсиланти.
Когда в марте 1822 года Ипсиланти поднял в Яссах восстание, призванное поддержать греческую революцию, Варвакис закупил в Туле и отправил восставшим большую партию оружия.
В 1823 году Варвакис нелегально прербрался в Грецию, на свои деньги вооружил один из повстанческих отрядов и до самой своей смерти в канун Рождества 1825 года сражался за свободу родины.
Говоря о роли греков в жизни Российской империи, нельзя не упомянуть об их участии в Отечественной войне 1812 года. («Греки вместе с другими народами встали на защиту России, когда в нее вторглись наполеоновские полчища», – писал академик Г.Л.Арш.)
Безрукий князь, упомянутый Пушкиным в романе «Евгений Онегин», представитель знатного греческого рода Александр Дмитриевич Ипсиланти в 1812 году служил корнетом в Кавалергардском полку. В октябре 1812 года за доблесть, проявленную в баталиях, был произведен в штабс-ротмистры.
В кампании 1813 года, находясь в Гродненском гусарском полку в чине полковника, он особо отличился в сражениях при Люцине и Дрездене, где был тяжело ранен и потерял правую руку. По возвращении русских войск из похода Ипсиланти был удостоен чести стать флигель-адьютантом императора.
6 марта 1821 года, находясь в Яссах, Ипсиланти призвал народ дунайских княжеств к восстанию против турецкого ига.
В июне 1821 года после поражения в сражении при Драгашане, пытаясь добраться через Триест до восставшей уже Греции, Ипсиланти вместе со спутниками попал в турецкий плен. Он был заточен в замке Паланок в Мукачево и провел в заключении два года.
22 ноября 1827 года по ходатайству Николая I Испсиланти был отпущен на свободу, будучи уже тяжело больным. Перед смертью ему сообщили, что Иоанн Каподистрия направляется в Грецию, чтобы возглавить страну и уже находится на Мальте. Услышав это известие Ипсиланти прошептал: «Слава Богу!» Это были его последние слова. Он скончался 31 января 1828 года в Вене в возрасте 36-и лет.
Помимо Александра Ипсиланти в войне 1812 года участвовало немало греческих генералов и офицеров высшего ранга.
Еще в 1775 году Екатерина II при Артилерийском и Инженерном кадетском корпусе в Санкт-Петербурге учрдила корпус чужестранных единоверцев, или Греческую гимназию для детей греков. Это учебное заведение стало первой ступенью карьеры для многих блистательных русских офицеров греческого происхождения.
Многие выпускники Корпуса «прославили свои имена боевыми подвигами и славными делами во благо Российского государства». Доблестно воевали с Наполеоном в составе русской армии:
генерал-майор Егор Властов,
генерал-майор Федор Алексаполь,
генерал-майор Адам Балла,
генерал-майор Пантелеймон Бернадес.
Помимо выпускников Греческой гимназии в 1812-1813 годах на полях сражений прославились русские греки:
Генерал Дмитрий Курута,
Генерал-майор Семен Ставраков,
Генерал-майор Алексей Мелиссино.
За каждым из этих забытых ныне имен стоит достойная прочтения и осмысления история подвига, совершенного ради спасения отечества.
На южных рубежах России несли службу офицеры и солдаты греческого пехотного Балаклавского полка, чьи отцы и деды сражались под русским флагом в Греческом архипелаге и Средиземном море во время русско-турецкой войны конца XVIII века.
На дипломатическом фронте интересы России в ту пору успешно представлял будущий первый президент независимой Греции граф Иоанн Каподистрия.
В 1812 году Каподистрия возглавлял дипломатическую канцелярию адмирала П.В.Чичагова. В 1813 состоял при главнокомандующем 3-й Западной армии М.Б.Барклае де Толли, а затем заведовал канцелярией в Главной императорской квартире.
В ноябре 1813 года под видом путешественника Каподистрия был отправлен в Швейцарию с тайным дипломатическим поручением – добиться ее содействия или нейтралитета в предстоящей военной кампании. Отправляя Каподистрию в Швейцарию, Александр I так охарактеризовал его: «Каподистрия человек весьма достойный по своей честности и мягкости обращения, по своим познаниям и либеральным взглядам. Он родом из Корфу, следовательно, республиканец, и выбор мой остановился именно на нем потому, что мне изветны принципы, которыми он руководствуется».
Каподистрия представлял Россию на послевоенных европейских конгрессах и подписал от ее имени Парижский мирный договор (20.11.1815). В 1815 году ему
было пожаловано звание статс-секретаря. В 1816 году он был назначен управляющим Министерством иностранных дел и занимал эту должность до 1822 года.
Весной 1822 года несмотря на решительные протесты Каподистрии, Александр I принял предложение австрийского министра иностранных дел Клемента Меттерниха о проведении в Вене конференции держав по Восточному вопросу. Считая, что дальнейшее согласование дипломатических шагов России с австрийской политикой будет иметь неблагоприятные последствия для Греции, Каподистрия решил отстраниться от всех дипломатических мероприятий и не принимать участия в их подготовке и обсуждении.
11 апреля 1827 года народным собранием в Трезене Каподистрия был избран на 7 лет правителем Греции.
18 января 1828 года он прибыл во вверенную ему страну и приступил к обязанностям главы ее первого независимого правительства.
9 октября 1831 года первый президент Греции Иоанн Каподистрия был убит своими политическими противниками у входа в церковь в Нафплионе. Его тело перевезли на Корфу и похоронили на окраине столицы острова в монастыре Плагитера, в фамильном склепе Каподистрий.
После окончания войны с Наполеоном южные земли России продолжали принимать новых греческих переселенцев из пределов Османской империи. Каждому из них при въезде на Российскую территорию немедленно выдавалось 5 серебряных рублей на подъем.
В Одессе, Мариуполе, Севатополе, Феодосии, Евпатории, Керчи, Еникале, Измаиле жили многочисленные греческие общины.
Из приазовских греков вышел замечательный киевский губернатор (в 1839-1852 гг.), историк, краевед, меценат и почетный гражданин Киева Иван Иванович Фундуклей.
В его честь называлась Фундуклеевской одна из центральных и красивейших улиц города.
В историю города Керчь вошло имя Константина Ивановича Месаксуди – крупнейшего промышленника и мецената. В историю Одессы – фамилия промышленников и меценатов Родоканаки.
Великий русский художник Архип Иванович Куинджи был сыном бедного сапожника-грека из Мариуполя. Сам Архип Иванович стал состоятельным человеком, учредителем многих фондов и премий для художников. Сам он всегда жил очень скромно, большую часть своих доходов отдавая на благотоворительность.
Одним из самых замечательных греков, внесших свой вклад в развитие южно-русских земель был Николай Егорович Никифораки – участник Кавказской и русско-турецуой войн, генерал-майор, начальник Черноморского округа, губернатор Ставропольской губернии.
С началом правления Никифораки в Ставропольском крае в 1887 году здесь начался подъем сельского хозяйства и торговли, за которым последовал настоящий промышленный бум. С начала XX века из Ставропольского края во внутренние губернии России и за границу было отправлено 37 млн пудов отборной пшеницы и ячменя.
Из промышленных же районов России и из-за границы доставлялись в Ставрополье паровые молотилки и другие современные сельскохозяйственные машины и орудия труда. Повсеместно строились паровые мельницы, работали сотни заводов и фабрик – винокуренных и маслобойных, кожевенных, свечных, мыльных.
По личному распоряжению Николая Егоровича Никифораки в 1897 году между его губернским правлением и присутственными местами была устроена первая на Кавказе телефонная линия, а вскоре в городе начала работать и первая городская телефонная станция со 180 абонентами.
При Никифораки в Ставрополе зажглись электрические лампочки и начала работать первая в губернии электростанция. В городе были открыты училища имени Белинского, Гоголя, Короленко, Абрамова, а также женская Ольгинская гимназия. Был построен Народный дом, где имелась бесплатная библиотека, народный театр и клубы.
Никифораки скончался 15 февраля 1904 года. Он был погребен в ограде при нем возведенного храма во имя святого Андрея Первозванного. После революции его могила была осквернена. В начале 2003 года в Ставрополе был установлен памятник «блистательному губернатору» Николаю Егоровичу Никифораки.
В конце XIX века одним из культурных центров Российской империи стал город Таганрог. Одними из самых знаменитых его жителей были представители семьи Алфераки, из которой происходил Ахиллес Николаевич Алфераки – российский композитор и государственный деятель, городской голова Таганрога.
Дед Ахиллеса Николаевича – Дмитрий Иванович Алфераки воевал в составе русской армии в русско-турецкую войну (1788-1823) и получил в награду землю под Таганрогом. Бабушка – Мария Федоровна, урожденная Депальдо была сестрой Герасима Федоровича Депальдо (1788-1823), мецената, выделившего деньги на строительство Каменной лестницы в Таганроге. Брат – Сергей Николаевич Алфераки (1850-1918), русский орнитолог и энтомолог, крупнейший специалист по бабочкам – лепидоптеролог.
Сам Ахиллес Николаевич учился в Московском университете на историко-филологическом факультете и занимался музыкой под руководством профессора Фроша.
В 1880 году Ахиллес Алфераки был избран городским головой Таганрога. Свою деятельность по благоустройству города он начал с мощения таганрогских улиц булыжником и посадкой вдоль них деревьев в два ряда.
При Алфераки в Таганроге был поставлен памятник
Петру I, проведена реконструкция порта. Создано «Общество призрения неимущих» и «Общество пособия бедным ученикам и ученицам начальных училищ», на которые городской голова первым пожертвовал значительные суммы.
Но главным увлечением Ахиллеса Николаевича была музыка. В 1833 году по его инициативе в Таганроге было создано музыкально-драматическое общество, в деятельности которого он принимал самое активное участие. Вслед за музыкально-драматическим обществом в городе были открыты первые музыкальные классы и создан симфонический оркестр. Таганрог приобрел славу одного из самых музыкальных городов России.
В 1880-е годы, когда Алфераки жил в Таганроге, в его доме на улице Греческой собиралась театральная богема. Здесь музицировали, пели, танцевали, играли в карты, разгадывали ребусы и шарады.
В 1888 году Алфераки подал прошение снять с него полномочия городского головы в связи с переездом в Петербург. В Петербурге Ахиллес Николаевич занимал должность управляющего канцелярией министра внутренних дел. Был директором телеграфного агентства. Но большую часть времени посвящал музыке. Он написал более ста романсов и две оперы: «Купальская дочь» и «Лесной царь».
Из семьи Алфераки вышла французская певица и автор песен Анна Марли. Она эмигрировала из России после революции и стала известна во Франции после «Песни партизан», ставшей гимном французского сопротивления в годы Второй мировой войны.
Ахиллес Николаевич в эмиграцию не уехал. Он умер в голодном и холодном Петрограде в 1919 году. Не уехали и его дети, Николай, Мария и Магна. Двое из них – Николай и Магна были художниками. Николай был арестован в 1932 году. Мария – в 1932 году. Магна – в 1935 году. Все трое реабелитированы посмертно. Дети и внуки семьи Алфераки жили не так, как их отцы и деды.
Многие греки эмигрировали из России во время революции и гражданской войны и вместе с русскими эмигрантами были обречены на бедствия и скитания по всему миру. Из оставшихся в Советском Союзе в годы сталинских репрессий было арестовано около 25 тысяч человек, 90% из которых были расстреляны.
Сейчас в России живут около 100 тысяч греков. Но нынешняя Россия не похожа на дореволюционную. Знают ли современные русские греки, как жили их предки в нашем общем отечестве?
Стоит вспомнить слова Бунина из «Окаянных дней»: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую не ценили, не понимали, – всю ту мощь, сложность, богатство, счастье…»
Мы действительно не в состоянии представить себе «ту Россию». Узнать бы о ней хоть что-нибудь…
Авторы статьи:
Елена Кулинская.
Елизавета Кулинская,